Карим РАШИД, всемирно известный промышленный дизайнер. Запустил в производство около 2500 разработок, включая проекты дизайна мебели, посуды, модных аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты. Родился в 1960 году в Каире. Учился в канадском Университете Карлтон. В 1993 году в Нью-Йорке открыл собственную студию дизайна. Обладатель более трехсот наград и премий, чьи работы выставлены во многих музеях мира.
Его имя известно даже тем, кто совершенно далек от мира дизайна. Он стал своего рода рупором эпохи, философом материи, одним из тех, кто с помощью своих работ уверенно ведет всех нас в будущее.
Карим, трудно быть иконой дизайна?
Вы знаете, я никогда не искал славы. Все, что я делаю, это прежде всего для себя. Дизайн вообще предназначен для людей, а не для музеев, это не элитарное искусство, а то, что предназначено для всех.
С обложки своей первой книги-манифеста, вышедшей в 2001 году, вы амбициозно заявили, что хотите изменить мир. С той поры прошло 17 лет, этого времени было достаточно для поставленной задачи? Вам удалось осуществить свой грандиозный план?
Я суперстрастный и гиперподвижный, одержимый необходимостью создавать и нести в мир красоту. Это было и остается моей единственной целью. Наверное, в этом смысле я продолжаю менять мир вокруг себя. Дизайн всегда был катализатором перемен, а значит, это априори революционное явление.
На какие перемены, на ваш взгляд, он провоцирует человечество сегодня?
Такие же, как всегда: дизайн призван развивать нас, побуждать изменять пространство вокруг себя, благоустраивать его, стремиться к красоте. Все это влияет на самосознание и самоощущение человека. Хороший дизайн способен развивать нас, чтобы мы, в свою очередь, создавали для себя новые социальные условия.
Вы известны как автор 50 заповедей. Что сподвигло вас написать их?
Да, это был своего рода манифест, изложение накопленных знаний, жизненного опыта и результатов мировых антропологических исследований за последние 25 лет. Написанная мною книга Design Your Self стала своего рода продолжением, расширенной версией этих заповедей. Я никогда не понимал, почему мир должен быть таким, какой он есть, и всегда считал, что жизнь каждого абсолютно в его власти, мы можем делать ее такой, какой хотим, и, более того, можем влиять на мир, делая его лучше для всех нас.
Ваш взгляд на дизайн узнаваем на 100%, не надо быть экспертом, чтобы с уверенностью сказать: да, эта вещь сделана Каримом Рашидом, но все же, как со временем менялся и продолжает меняться ваш взгляд на дизайн, какие стадии развития он проходил, как эволюционировал?
Я считаю, что все материальное сегодня так или иначе должно отражать цифровые технологии, без которых нашу жизнь уже трудно представить. Мы живем в цифровом веке, и это касается всего: будь то метод производства, новый материал или способ передачи информации. Если сегодня я покупаю автомобиль, то жду от него новые красивые формы, цвета и отделки, новейшие технологии, высочайшую безопасность и комфорт. Так же со всем остальным. Я не стану покупать лошадь, слушать музыку с помощью граммофона и пользоваться стационарным телефоном. Мои проекты – это совокупность самых передовых технологий и современных материалов. Неизменными, пожалуй, остаются лишь мой стиль и дух, которыми я наделяю их.
На какой стадии вы находитесь в настоящий момент, как себя определяете?
Я культурная форма, дизайнер, художник, нонконформист и перфекционист – это, по крайней мере, то, к чему я стремлюсь. А еще я нетерпеливый, трудолюбивый, позитивный, любящий, дающий, добрый и привередливый.
Вы помните, когда впервые поймали себя на том, что хотите изменить, сделать по-своему какой-либо привычный предмет?
В возрасте 5 лет в Лондоне я как-то пошел с моим отцом, он художник и театральный декоратор, на эскизы в церковь. Именно он научил меня видеть окружающий мир по-своему. Помню, как я рисовал фасад собора и решил, что мне не нравятся формы готических окон, поэтому я их переработал и изобразил в виде овалов. Позже я стал победителем в конкурсе детских рисунков: нарисовал багаж, каким он, по моему мнению, должен был быть, чтобы с ним было удобно путешествовать.
Вокруг все так стремительно меняется, нашим миром все больше правят технологии. Как вещи и предметы, окружающие современного человека, должны меняться, чтобы отвечать реалиям времени?
С одной стороны – да, все меняется, и нужно находить новые формы и смыслы. С другой стороны, в этом новом столетии мы становимся свидетелями многих причуд: история разворачивается с гипертрофированной скоростью, а мы все еще продолжаем апеллировать к прошлому, продолжаем искать в нем какие-то источники вдохновения, а нужно смотреть в будущее.
Видимо, поэтому вы всегда говорите, что предпочитаете современные синтетические материалы натуральным, но в этом явно идете против текущей моды на все природное и натуральное.
Я всегда остаюсь в рамках моей философии чувственного минимализма, мягкого, комфортного, человеческого, с характером, поэтому не считаю, что иду против нынешней тенденции к естественности. Современный человек привязан к технологиям, более того, он сам уже часть этих технологий и с культурной, и с биологической точек зрения. Судите сами: новые полимеры используются для создания искусственных сердец и артерий, практикуется 3D-протезирование, а значит, эти материалы становятся для нас естественными. Тем не менее многие почему-то продолжают считать, что такая область, как дизайн, развивается согласно более поверхностным тенденциям, но это не так. Промышленный дизайн развивают дизайнеры, которые идут рука об руку с новейшими технологиями, будь то материал или способ производства.
Вы ведь питаете слабость к розовому цвету, мне кажется, он уже ассоциируется исключительно с вами, чем он так греет вам душу?
Розовый – это мой супероптимистичный белый. Он энергичный, полный жизни, привлекательный и сексуальный. Кроме того, это единственный спорный цвет, который у нас есть.
Мне кажется, вашим работам присуща изрядная доля юмора или я ошибаюсь?
Абсолютно! Здорово, что вы это понимаете. К себе самому я отношусь с изрядной долей юмора, а вот к дизайну очень серьезно, видимо, такое соотношение создает здоровый баланс. Уверен, что невозможно не вкладывать эмоции, когда создаешь что-либо, и юмор – одна из важнейших составляющих успеха.
Было бы очень интересно увидеть ваше личное пространство. Какие вещи вас окружают?
Добрую половину своего времени я провожу путешествуя, поэтому меня окружают гостиничные номера. (Смеется.) Так что мой дом тоже похож на идеальный гостиничный номер. Это такая своего рода формула минимализма: меня окружают только те предметы, которые приносят радость и необходимы для жизни.
Кажется, одна из ваших идей состоит в том, чтобы забыть о стиле и думать об удобстве. Но ведь у вас-то как раз самый неподражаемый и узнаваемый в мире стиль. Что вы сами в таком случае подразумеваете под этим понятием?
Я прежде всего заинтересован в том, чтобы показать, насколько современный физический мир может быть теплым, приятным и человечным. Да, мой стиль, моя эстетика, если хотите, очень человечна, именно в этом состоит философия моих предметов. Все объекты в пространстве имеют свой семантический язык, которым они говорят с нами. Формы, линии, цвета, текстуры – все это ежедневно что-то сообщает нашим чувствам, и в этом я вижу главный смысл материальных объектов.
Вы довольно частный гость в Москве, каковы ваши впечатления от этого города?
Впервые я побывал здесь в 14-летнем возрасте, с тех пор Москва изменилась до неузнаваемости. За эти годы, а был в этом городе я, наверное, около 40 раз, я видел, как постепенно от барокко и даже китча он переходит к современному облику, становится все более европейским, но для подлинной модернизации города все равно потребуется еще некоторое время. И я очень рад, что могу внести свою лепту в этот процесс, добавить что-то современное в московский пейзаж: одним из последних моих проектов стал новый жилой комплекс на проспекте Мира. Мне приятно быть частью этого масштабного проекта. В нем видны усилия по переустройству города и желание сделать его более экологичным. Интерьеры здания будут максимально органическими, отвечающими требованиям окружающей среды, для создания спокойной и комфортной жизни.
Одна из ваших заповедей гласит: «Не ограничивай свои возможности узкой специализацией, специализируйся на жизни в целом». Кажется, это отличный совет для человечества в целом. Вы сами придерживаетесь его?
Я сторонник плюрализма, мне хочется заниматься всем, специализироваться на жизни в целом. Для меня нормально работать одновременно над 40 различными проектами и делать максимум, чтобы мир вокруг становился лучше.