Откровенное интервью со всемирно известным голландским дизайнером, харизматичной и неоднозначной фигурой в мире современного дизайна.
Вы получили мировую известность, разработав веревочный стул (Knotted chair) для Cappellini. Можно сказать, Вы создали свою известность собственными руками. Есть ли у вас формула успеха? И существует ли она вообще?
Наша формула, или можете назвать это процессом, определяется как продуманное вдохновение. Я считаю, что нужно всегда вкладывать свой труд в процессы сотрудничества, создания эскизов, обмена идеями, продвижения вещей и опробования нового. Дело не в том, что мы делаем, а в том, кто мы есть. Формула нашей работы в студии могла бы звучать так: реализовывать то, что получается у нас естественно, то есть изучать мир вокруг и заниматься дизайном с чувством, создавая наполненные смыслом творения для людей.
Материальный мир вокруг нас быстро меняется. Все устаревает еще до того, как успевает войти в моду. Что такое современный дизайн, по Вашему мнению, и как он должен выглядеть?
Ничто не устаревает быстрее, чем новое. Мы предполагаем, что в дизайне произойдет возвращение к поэтическому и подающему надежды – к тому, что продвигает человечность. Современный дизайн будет создаваться не ради самого дизайна, а ради определенной цели. Но вне зависимости от того, что нас ждет за поворотом, всегда будет необходима осмысленная связь с человеческим духом. Мы думаем, что для нас это никогда не изменится.
Вы являетесь одной из самых влиятельных фигур мирового дизайна. Кто из современников является для Вас авторитетом?
Нас вдохновляют партнеры, с которыми мы сотрудничаем. Они для нас – абсолютный авторитет в сфере дизайна и мастерства реализации. Нам посчастливилось поработать с несколькими брендами, наиболее узнаваемыми во всем мире. Мы сотрудничаем с теми, кто разделяет наши ценности и постоянно стремится к глобальному присутствию. Авторитетами мы назвали бы тех, кто творит добросовестно, с чувством и настолько же предан мастерству изготовления, как и мы.
По всей видимости, Вы обладаете блестящим чувством юмора. Вы даете ему волю в своей работе?
Я привношу частичку себя в каждый проект. И да, это также включает и настроение, в котором я нахожусь. Мое чувство юмора, мои приключения, собственный стиль – все это участвует в игре. Я вкладываю значительную часть себя в каждый проект, над которым работаю. Мои неизменные стремления, среди прочего – уйти от технократического, от холодности индустриального и вернуть в дизайн толику человечности. Я c интересом обнаружил, что в особенно сложных ситуациях моя жизнерадостность раскрывается лучше всего.
Вы используете оригинальный и нестандартный подход к дизайну обычных предметов. Что служит вдохновением или творческим стимулом, когда Вы над ними работаете?
Наверно, я бы сказал, что вдохновение на самом деле исходит изнутри. Можете привязать меня к стулу и надеть повязку на глаза, и все равно у меня будет вдохновение заниматься дизайном и создавать нечто удивляющее и восхищающее. Мы не рассматриваем вещи как обычные предметы, которыми они являются. Мы думаем, какими необыкновенными открытиями они могут стать. С этой точки зрения, ощущение, что все возможно, помогает нам избежать стандартного подхода или соответствия ожиданиям.
Какова философия Вашей компании Moooi?
Философия Moooi заключается в создании гуманистического, романтического и не следующего догмам Вселенной дизайна. Мы боремся с фундаментализмом, чтобы достичь эксклюзивного, смелого, игривого и изысканного. Каждый культовый объект освещения, мебели и аксессуаров создается великими дизайнерами, которых мы тщательно выбираем. Совместно с ними мы стремимся соблазнить мир идеальной эклектической смесью культур и впечатлений, чтобы привнести немного магии в дома людей.
Вы работаете как с дизайном интерьера, так и с дизайном предметов. Что для Вас более приоритетно в данный момент?
Я бы не сказал, что что-то из этого является приоритетом. Нам нравится работать и над тем, и над другим, меня привлекают сложности и возможности в обеих сферах. Мне доставляет большое удовольствие работа над интерьером, где отдельные элементы существуют как бы сами по себе, но если организовать их в пространстве, они расскажут более длинную историю. Создавая дизайн интерьера и предметов, мы фокусируемся на том, как именно будут взаимодействовать с этим дизайном. Куда поставят предмет? Где это будет находиться? Какую связь мы при этом создаем? Нашей основополагающей мотивацией является подъем человеческого духа.
В Вашем портфолио, направленном на дизайн интерьера, есть несколько проектов известных отелей, включая новый отель Iberostar Grand Portals Nous на Майорке. В чем их особенность для Вас?
Такие проекты связаны с ответственностью перед определенным регионом, когда есть возможность взять что-то от местного, натурального ремесленничества и технологий и привнести это в пространство. Нашей целью является создание места отдыха, которое гости не захотят покидать, поскольку их пожелания будут учтены. При работе над интерьером отеля мы открыты для любого влияния со стороны местной культуры и воздействия на нас самих – от обычаев, стиля одежды, архитектуры и даже языка. Когда у региона богатое наследие, это вызывает повышенное чувство уважения к проекту. Суть дизайна – это чувства, а создавать без эмоций невозможно.
Какова дизайн-концепция отеля Iberostar Grand Portals Nous?
Когда мы разрабатывали дизайн отеля Iberostar Grand в городе Портальс-Ноус на острове Майорка в Испании, мы радовались возможности выражения через пространство, архитектуру, использование цвета и пространственное отношение между деталями интерьера. Нашей концепцией было придерживаться майоркского стиля, при этом делая акцент на ремесленном мастерстве и тактильном дизайне. С помощью форм и узоров мы смогли привнести в интерьер чувство человечности и создать умиротворяющую обстановку. Для ощущения целостности как внутри, так и снаружи, или при переходе из одной зоны отеля в другую используются прозрачные и отражающие поверхности, а также доминирующий белый цвет – все это создает ощущение открытости. Мы не желаем, чтобы гости ощущали какое-либо волнение или стеснение. Наоборот, мы хотим, чтобы они почувствовали свободу в восхитительно роскошной обстановке.
Каково Ваше видение современного гостиничного дизайна? Можете ли Вы удивить человека, посетившего лучшие отели мира?
Всегда можно удивить кого угодно, и неважно, насколько много этот человек путешествовал. Ведь когда человек приходит в какое-либо место и думает, что уже все видел, именно в этот момент он наиболее восприимчив к тому, чтобы его удивили. Когда мы занимаемся гостиничным дизайном, мы часто организуем пространство таким образом, чтобы гостей отеля ждали новые открытия на каждом шагу. Это обеспечивает свежесть и уникальность интерьера. Мы создаем творения, которые остаются с людьми еще долгое время после того, как они уезжают. Если у нас получается этого добиться – значит, мы их удивили!
Есть ли что-то такое, что Вы еще не создали, но мечтаете когда-нибудь создать?
Проектом моей мечты всегда будет тот, который предстоит сделать следующим. Я очень редко сижу и думаю, что мечтаю что-то сделать. Тем не менее, я хотел бы когда-нибудь заняться дизайном большой мечети. По самым разным причинам я мечтаю о дизайне постановки в Метрополитен-опере в Нью-Йорке и дизайне Большой Мечети на Среднем Востоке.
В апреле 2019 года, по приглашению компании Laufen, Марсель Вандерс впервые посетит «MosBuild 2019» и примет участие в деловой программе международной выставки, которая пройдет в МВЦ «Крокус Экспо».
Дизайнер приедет в Москву, чтобы представить коллаборацию с известным швейцарским брендом – элегантную и эклектичную коллекцию для ванных комнат The New Classic, оригинальную авторскую интерпретацию современного классического стиля, выполненную из инновационного материала SaphirKeramik. C лёгкой руки Марселя Вандерса этот твердый, прочный и одновременно удивительно пластичный материал перевоплотился в изящные воздушные изделия с утонченными женственными формами и безупречным дизайном, идеально подходящие для повседневного использования и дарящие ощущение гармонии. Концепция The New Classic, в которой нашли отражение динамика городского стиля жизни и одновременно богемный шик, поэтика и романтизм – серьезное творческое переосмысление эстетики минимализма и традиционных шаблонов.
Познакомиться с «новой классикой» от выдающегося дизайнера современности, посетители смогут на стенде Laufen, а также в зоне инсталляций Perfect Home. 3 апреля Марсель Вандерс лично презентует новинку на стенде компании Laufen, примет участие в рабочих дискуссиях на специальной площадке Know How Café, а также станет гостем закрытой вечеринки Laufen, организованной для архитекторов, дизайнеров, бизнес партнеров и представителей дипломатических кругов. Предметы из коллекции The New Classic станут частью интерьера дома площадью 400 кв. м, проект которого разработал российский архитектор Борис Уборевич-Боровский и ведущие российские дизайнеры.